Малыш начинает рисовать

Рисование в этом возрасте один из видов творческой деятельности, наряду с лепкой из пластилина, глины. Кроме того, это пока еще новый вид деятельности и именно  за счет своей новизны и необычности рисование может стать отличным средством занятии и отвлечь ребенка о  неприятной ситуации (конфликт с братом, прием лекарств и др.) Рисование может помочь ребенку справиться  с негативными эмоциями (гнев, обида).

К тому же, рисуя, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в транспорте, а также тренирует интеллектуальные навыки. Таким образом, свободное от рекомендаций взрослого, «стихийное» рисование будет способствовать как самовыражению ребенку (к концу периода раннего детства), так и эффективному его развитию. К трем годам рисование для малыша может стать способом построения собственной картины мира.

         Все дети начинают творческую деятельность с каких-либо черточек, линий. Малыш начинает производить карандашом какие-то закорючки, загогулины — это период хаотических каракулей.

         У годовалого ребенка движения глаз не скоординированы с движением руки. На его рисунке ни одна линия не повторяется дважды. Ребенок еще не способен ее дублировать. Самое главное для него – оставить свой след на листе, на асфальте, в книге (которую читает мама), который сообщит всему миру: «Я тоже здесь был». Очень часто маленький ребенок, чтобы завладеть вниманием мамы или старшего ребенка, рисует в их книгах и тетрадях.

         От одного года до двух лет ребенок начинает «целенаправленно оставлять следы своего присутствия в этом мире». Совершенствуется зрительно-моторная координация. Ребенок уже может управлять своей рукой и следить за результатом своей работы. Иногда он рисует целые серии похожих друг на друга каракулей, утверждая, что это он пишет письмо или «рисует буквочки».

Читайте также  Ранний прикорм может привести к диабету и ожирению

         В 2 – 2,5 года ребенок обнаруживает, что у листа бумаги есть границы. Теперь его линии не «вылезают» за край листа. Линии могут следовать вдоль краев листа, огибать углы. Ребенок уже может учитывать границы той ситуации, в которой разворачиваются действия. В рисунке ребенок выражает себя, свое эмоциональное состояние и отношение.           Взрослым необходимо помочь ребенку исследовать структуру пространства, тогда в более старшем возрасте ребенок будет более эффективно использовать пространство рабочего стола, тетради. А это немаловажный фактор, обеспечивающий успешность в обучении.


         Для стимуляции умения ориентироваться в пространстве рабочей площади взрослый может предлагать ребенку для рисования бумагу различной величины и формы. Желательно обращать внимание малыша на размер листа. Но взрослый не должен руководить: водить рукой ребенка, давать  точные указания, — тогда малыш сам научится располагать свои «каляки-маляки» на всем листе. В этом возрасте малыш начинает понимать, что закорючки на листе бумаги, произведенные им, на что-то похожи, они что-то обозначают.


          Только после трех лет (примерно между 3г.6мес. и 4 годами) ребенок начинает воспринимать пространство листа как пространство мира: тогда под ногами нарисованных персонажей прорисовывается линия земли, а над головами – линия неба в виде нескольких облаков или длинной стаи птиц.


Конечно, не все дети одного и того же возраста осваивают рисование одновременно: некоторые  из них к трем годам  только-только научаются держать карандаш в руках, а некоторые рисуют уже сложные сюжеты.


          Некоторые дети, начиная рисовать, уже знают, что у них получится, то есть рисуют по замыслу, некоторые рисуют потому, что у них возникла такая потребность, иногда дети используют рисование как способ общения со взрослым.

Читайте также  Как одеваться дома

           Рассматривая рисунки малышей, желательно не давать оценку их работе, называя ребенка «Молодец» или «Умница», а поддержать мотивацию к рисованию. Лучше просто озвучить то, что нарисовано малышом: «Да, вижу. Вот кружок. А тут палочка. А на что это похоже? Скажи…» Если ребенок постарше, высказывание взрослого может быть таким: «Зайчик нарисован. Ушки у зайчика длинные-длинные. Глазки. Морковка у зайчика…» Этот вариант «обратной связи» взрослого способствует развитию речи ребенка, повышению его самооценки, стимулированию развития мышления.


         Для того, чтобы поддержать интерес ребенка к изобразительной деятельности, взрослые должны учитывать и использовать потребность детей в исследовательской деятельности. Так как дети любят исследовать окружающий мир, экспериментировать  с различными предметами, можно поощрять их к тому, чтобы они рисовали на влажном песке, чертили на подсыхающей глине, оставляли следы зубной пасты, мыльной пены на зеркале, на стенах в ванной комнате. Это будет способствовать сенсорному развитию малыша, знакомству с формой, цветом, размеров предметов.


          Можно создать для ребенка уголок, где он будет рисовать. Здесь должны быть тонкие и толстые фломастеры, простые и цветные карандаши, восковые мелки, мел, краски и др. Для получения нового сенсорного опыта ребенку необходимо попробовать рисовать различными предметами на различных поверхностях с использованием различных техник: рисование штампами, тампонами, кисточками, пальчиками, ладошками, ступнями ног,  рисование манкой, песком и др. Если у ребенка есть мольберт, он может научиться «рисовать стоя». В этом случае он будет иметь возможность посмотреть на свой рисунок с любой позиции, под любым углом, будто «другими глазами».


          Пусть ребенок познает мир. Пусть получает удовольствие от работы с красками. Пусть он будет хозяином, волшебником, превращающим чистый лист бумаги в сказочный мир.

Читайте также  Как многих проблем в семейной жизни можно избежать

 


Инф.detku.ucoz.com